ного анализа, порождают вопросы, на


Глава 1 Глава 2
Изменения в показателях, которые выявились в ходе процент­ ного анализа, порождают вопросы, на которые исследователям тре­буется найти ответы. Например, компания снизила свои производ­ственные расходы на 9,67% от объема реализации. Почему ее чистый Доход возрос только на 5,1% выручки от реализации? Впрочем, для такой огромной корпорации и это, вероятно, неплохо. Как отмечалось ранее, одна из основных целей финансового учета состоит в обеспечении сравнимости финансовой отчетности. Эта сравнимость возможна не только в рамках фирмы, но и между фирмами и отраслями, а также за ряд лет. Анализ тенденций — Многих исследователей интересует, как развивалась деятельность компании в течение нескольких лет. По­добное ретроспективное исследование проводится для выяснения ;гого, как руководство фирмы справлялось со своими обязанностя­ми в прошлом, а также в качестве основы для прогноза его поведе­ния в будущем. Если важными считаются ежегодные изменения, то еще более важное значение имеют исследования тенденций разви­тия. Один из способов выявления тенденций — сравнение различ­ных показателей в последовательные годы. Такой анализ отличает­ся от представленного выше процентного анализа. Сравнительный анализ — Инвестор, как правило, выбирает оп­ределенную отрасль, в которую он намерен вложить капитал; бо­лее того, он должен выбрать определенную компанию и, обычно, желает знать, как его фирма выглядит на фоне компаний-конкурен­тов. Подобные ситуации порождают необходимость «межфирмен­ного» анализа — сравнения различных компаний. Приемлема та же методика, что и при внутрифирменном анализе. При этом наи­более плодотворны сравнения компаний одного размера. Необхо­димо также помнить о различиях в методах учета, используемых в компаниях. Наконец, прежде чем сделать свои заключения, вы дол­жны быть осведомлены о различных стратегиях, которых придер­живаются различные компании. Например, одна компания стре­мится производить как можно более дешевый товар, полагаясь на рекламу своей продукции. Ее конкурент, напротив, делает ставку на очень дорогую продукцию, которая, как он считает, действитель­но привлечет потребителей своим качеством. Обе эти компании могут быть одного размера, иметь равные объемы доходов и реа­лизации и в то же время резко отличаться по величине расходов, показанных в их отчетах о доходах. Сравнение со среднеотраслевыми показателями — Чрезвычай­но полезными являются сравнения показателей компании со сред­неотраслевыми показателями. Отраслевые показатели доступны на страницах Интернет, принадлежащих различным консалтинговым и рейтинговым (см. далее) агентствам, а также на серверах различ­ных отраслевых ассоциаций и объединений. Их электронные адреса можно отыскать с помощью моторов поиска. Однако необходимо сознавать, что в отраслевых показателях усреднено использование различных методов бухгалтерского учета. Тем не менее, сравнение состояния деятельности фирмы с отраслевыми данными при финан­совом исследовании имеет для фирмы такое же значение, как сто­имость ее облигаций и курс ее акций на Уолл-стрит. Никакой финансовый анализ не может считаться полным, если он состоит из одних цифр. Количественный анализ должен быть сбалансирован с серьезным рассмотрением всего пакета проблем, влияющих на деятельность компании. Важно, чтобы исследователь понимал, как изменения общих пропорций во всем хозяйстве и про­порций по секторам экономики будут влиять на отрасль в целом, и фирму в частности. Изменения уровня цен, доступности сырья и материалов, ставок процента могут иметь для фирмы очень важ­ные последствия. Очень полезно исследование того, как фирма вела себя в прошлом, когда сталкивалась с подобными изменениями. Не менее важным аспектом, чем общеэкономические предпосылки, является учет конкуренции в отрасли и оценка того, что компания определяет как «ключ к успеху». Компания должна знать о том, какой у нее есть «ключ к успеху», даже если до сих пор она имела достаточно «скромную» репутацию. Качественный анализ должен предшествовать количественному, поскольку с его помощью можно определить круг проблем и показателей, представляющих наи­больший интерес.
Содержание раздела