Расчет показателей
Баланс, отчет о доходах и отчет о потоках денежных средств чаще всего представляют собой полный набор документов, которые исследователь может получить для изучения финансового положения компании. На основе этих отчетов в течение ряда лет выводятся определенные показатели. Эти соотношения рассчитываются очень просто, но достаточно трудно интерпретируются, особенно тогда, когда заключения должны быть сделаны относительно экономических реалий, лежащих в основе цифр.
Показатели, используемые наиболее часто, различаются в зависимости от целей, которые ставит перед собой исследователь. Конкретная схема и глубина анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности компаний зависят от полноты имеющейся информации, особенностей систем учета и отчетности в той или иной стране. Но несмотря на существенные различия в системе пуб
ликуемых показателей в разных странах и разных источниках, коэффициенты, используемые для такого анализа, можно сгруппировать следующим образом:
• Показатели эффективности производственной деятельности (Operating Performance Ratios) измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы.
• Показатели ликвидности (Liquidity Ratios) характеризуют возможность фирмы выполнять краткосрочные обязательства, управлять оборотным капиталом.
• Показатели финансовой устойчивости (Financial Strength Ratios) определяют степень риска, который может быть связан со способом формирования структуры заемных и собственных средств, используемых для финансирования активов фирмы.
Рассчитанные коэффициенты сопоставляются с аналогичными показателями других компаний той же отрасли, а также со средне-отраслевыми показателями. Анализируется динамика показателей и выявляются тенденции; сравниваются данные с тем, что планировалось. Кроме того, существуют определенные общепризнанные представления о нормальной величине некоторых важнейших соотношений.
Поскольку мы рассказываем об использовании Интернет, то тследует заметить, что инвестору нет нужды самому рассчитывать все показатели. Их значения указываются либо в отчетах самой фирмы, либо в сводках выпускаемых аналитическими агентствами, доступных и распространяемых по Интернет, о чем было сказано выше. Тем не менее, следует рассмотреть несколько часто встречающихся показателей для понимания их экономического смысла и возможностей использования для выбора объекта для инвестиций.
Следующие показатели рассчитаны на основе данных финансовых отчетов «Microsoft».
Показатель капитализации или капитализированная стоимость акций определяет рыночную стоимость всех акций корпорации:
Капитализация = Количество акций х Курс одной акции Capitalization = Stock Price х Average Common Shares Outstanding
Капитализация корпорации «Майкрософт» на 30 июня 1997 г составляла $60,00 х 1321 млн шт. = 78,72 млрд долл.
Маржа прибыли (Profit Margin) характеризует возможности фирмы получить не только выручку от продаж, но и доходы Она также называется прибыльностью продаж (Return on Sales- ROS):
или
Прибыльность продаж «Майкрософт» за 1997 г. составляет:
$3454/$11 358 =30,4%.
Рассматриваемая отдельно от других данных прибыльность от продаж в 30,4% может показаться свидетельством большой прибыльности продаж. Однако все показатели должны рассматриваться с учетом особенностей разработчиков программ и компьютерной отрасли в целом. Коэффициент прибыльности в этой отрасли может достигать 40%, а продовольственный магазин, например, удовлетворяется прибыльностью в 1%.