Кредитный рейтинг компании
Кредитный рейтинг — это официальное заключение о кредитоспособности субъекта хозяйственной деятельности (им может быть государство, государственное учреждение, финансовая организация или большая компания). Рейтинг присваивается конкретному выпуску долговых обязательств организации и дает основание для сопоставления собственного кредитного риска с риском других компаний.
Главная цель кредитных рейтингов заключается в предоставлении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долговые ценные бумаги типа еврооблигаций. Рейтинг является ориентиром для оценки инвестиционного риска. Он характеризует 'возможность того, что инвесторы полностью и вовремя получат платежи процентов на вложенный капитал, а также основную сумму долга с наступлением срока погашения. Инвесторы могут строить свою инвестиционную политику на кредитных рейтингах, ограничивая суммы вкладов в долговые обязательства с рейтингом ниже определенного уровня или даже вообще отказываясь от инвестиций в ценные бумаги с рейтингом ниже определенного уровня. От рейтинга ценных бумаг (долговых обязательств какой-либо компании) зависит ставка процента, по которой эмитент сможет получить дополнительные средства на денежном рынке (в особенности в США).
Кредитные рейтинги широко признаны на практике. Банки могут справляться о рейтинге по долговым обязательствам компании, чтобы решить, давать ли кредит этой компании и по какой ставке процента. Таким образом, маржа выше ставки LIBOR10, по которой крупные компании могут получить займы, определяется кредитным рейтингом.
Банки также могут использовать кредитные рейтинги для установления лимитов на объем сделок с данной компанией. Например, для любой компании с заданным кредитным рейтингом банк
10 LIBOR — London Inter bank Offered Rate
может установить предельный размер ссуды, суммы долгового обязательства или сделки с иностранной валютой и т. п. Кредитные рейтинги также могут наложить свой отпечаток на связи фирмы. Следовательно, компании и банки с наивысшими кредитными рейтингами могут представлять себя в своей отрасли в качестве элитарных организаций.
Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами. Главными агентствами по кредитному рейтингу являются Standard & Poor's и Moody's (США), а также IBCA (Великобритания). Агентства по кредитному рейтингу проводят оценку рейтинга организаций, как правило, международных, которые выпускают долговые обязательства для пополнения своего капитала. Запрос на рейтинг исходит от эмитента инструментов займа (например, при выпуске облигаций) или от его финансовых консультантов. Рейтинг определяется для компании-эмитента, однако он присваивается конкретному выпуску долговых обязательств, так как была оценена информация именно по этой эмиссии. Другими словами, кредитный рейтинг применяется не к самой организации, а к ее долговым обязательствам. Обычно инвесторы и финансисты ссылаются на кредитоспособность самой организации, используя кредитный рейтинг ее долга. Компанию с высоким рейтингом называют «компанией с рейтингом «три А». Рейтинг эмиссии держат под контролем, и если кредитоспособность эмитента ухудшается или улучшается, то, соответственно, будет изменен и рейтинг.
При проведении официальной оценки кредитного рейтинга компании, соответствующее агентство вначале проводит предварительную оценку, которая включает в себя просмотр опубликованных результатов деятельности компании примерно за пять лет, а также другой доступной информации о компании, например, пресс-релизов. Подсчитываются и анализируются финансовые коэффициенты компании и проводится их сравнение с аналогичными показателями для компании в данной отрасли промышленности. Также изучаются тенденции в изменении финансовых коэффициентов за указанный период. У агентства Standard & Poor's результаты анализа прошлых сведений о компании в принятии окончательного решения о кредитном рейтинге имеют удельный вес около 40%.
Затем предварительную оценку обсуждают с компанией Компании рассказывают о вероятности получения ею того рейтинга,
которого она добивается. Проведение более тщательного исследования начнется только в том случае, если компания даст согласие на продолжение анализа. Много времени уходит на дискуссии между высшим управленческим персоналом компании и аналитиками агентства. Посредством таких дискуссий агентство должно получить более ясную картину о положении компании (и ее кредитоспособности), чем на основании изучения одних только «общедоступных» данных. Агентство, вероятно, признает, что результат подобного анализа зависит от объема и качества информации, предоставленной руководством компании. Это 'следующим образом прокомментировал управляющий агентством Standard & Poor's: «Годовой отчет составляет скелет анализа, однако мы также обеспечиваем себе доступ к мясу! Поэтому мы в состоянии достигнуть гораздо большего понимания кредитоспособности компании, чем это возможно только лишь с помощью анализа материалов из внешних источников».